Изначально, производителем ( Aisin Warner ) рассчитывалось, что в 5(6)ст. акпп АТФ будет обладать определенными свойствами которые обеспечат (в частности) работу агрегата при (запланированных) режимах пробуксовки. Расчет на это был настолько серьезным, что даже потребовалось заявить новую спецификацию (JWS 3309) для этой АТФ. Собственно говоря, наплевательское отношение к этой теме со стороны Вольво (заявлявшем что АТФ не требует замены кроме особо тяжких случаев) и создало этим коробкам дурную славу. На данный момент, дилеры уже имеют другую инфу от производителя, а именно, что -
АТФ подлежит замене по состоянию.
Я эту точку зрения поддерживаю, но пришел к ней самостоятельно (опытным путем) и пораньше производителя.
Каких то доступных приборов для определения состояния АТФ на данный момент не существует, а посему основная надежда на объективную оценку возлагается полностью на опыт "оценщика". В частности я оцениваю состояние жижи по ее цвету, запаху, вязкости, однородности состава и наличию примесей. Все кроме первого скрывается в области моих субъективных ощущений и предоставить тут какие то доступные критерии достаточно затруднительно, поэтому для рядового автовладельца, наиболее доступным будет являться визуальная оценка цвета жижи. Опять же исходя из своего опыта, я считаю что безусловным показанием к замене АТФ (по цветовому признаку) служит потеря жижей цвета красителя (красный). Конечно бывают случаи когда оценка лишь по этому признаку может являться ошибочной (в частности выработка свойств АТФ влияющих на трение не всегда происходит синхронно с деградацией "очищающих" свойств жижи), но как писал уже выше - на большее рассчитывать рядовому автолюбителю не приходится.
В принципе, для кого то еще будет применим способ оценки состояния жижи по запаху, но исходя опять же из своего опыта, необходимо заметить, что (например) под запахом "горелого", неопытный человек может иметь ввиду разные запахи и ошибки по этому критерию наблюдаются достаточно часто.
Для оринтира по цвету можно воспользоваться этими картинками
http://volvo-850.narod.ru/spravochnic/ATFsoobr.htm , где картинка с цифрой "8" пожалуй является наиболее близкой к обозначенному мною ранее критерию замены.